15.07.2014

Как пройти налоговую проверку

Проверки налоговой являются неотъемлемым элементом всего налогового процесса. Все субъекты предпринимательской деятельности не застрахованы от проведения в отношении них соответствующих проверок.

Для начала следует понимать, что представляет из себя проверка ФНС. Это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Таким образом, исходя из понимания сути проверки, можно делать вывод о том, что проверки проводятся в отношении каждой Вашей налоговой декларации независимо от того, укрываете ли вы что-либо по налогам и сборам или нет. Это обычная процедура, направленная на выявление и пресечение налоговых правонарушений.

Теперь разберемся с видами проверок. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка (документальная) - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию. После этого, в случае устранения нарушений камеральная проверка автоматически завершается.

Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

            Таким образом, именно камеральная (документальная) проверка это то, с чем чаще всего Вы сталкиваетесь при подаче деклараций при этом, порой даже не зная, что такая проверка фактически проводится до того момента, пока не будут выявлены какие-либо нарушения.

            Единственный вариант не узнать о ней - правильно составленная декларация по налогам. Это облегчит жизнь Вам и снимет какие-либо подозрения со стороны ФНС.

            Выездная налоговая проверка (фактическая) - комплекс действий по проверке всей финансовой документации организации; по осмотру (обследованию) различных предметов, помещений и территорий налогоплательщика; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов по месту нахождения Вашей организации.

В пункте 8 ст. 89 НК РФ указано, что датой начала выездной проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении выездной проверки. Таким образом, проверка начинается еще до того, как налогоплательщик узнал о ней.

Выездная налоговая проверка обычно не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), но она может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (ст. 89 НК РФ). Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Этот факт законодательно закреплен в п. 3 ст. 89 НК РФ. ФНС может затребовать любые документы организации, прямо или косвенно связанные с уплатой налогов за последние три года (учредительные документы; документы учета; Книги доходов и расходов; Бухгалтерская отчетность; Трудовое договоры и договоры ГПХ; Банковские и кассовые документы; Акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и т.д.).

            По каждому налогу в течение налогового периода (года) может быть не более двух налоговых проверок. Различают комплексные и выборочные, контрольные, плановые и внеплановые, встречные и повторные выездные налоговые проверки.

            Плановые проверки утверждаются ежеквартально, тогда как, внеплановые могут проводиться в связи с запросом правоохранительных органов, или по заданию вышестоящих налоговых органов.

Оснований для проведения выездной проверки 12. Вернее сказать, это критерии, по которым ФНС отбирает недобросовестных налогоплательщиков с целью включения их в план проверки.

Теперь любой налогоплательщик в лице главного бухгалтера, руководителя, внутреннего аудитора может самостоятельно оценить вероятность налоговой проверки, поскольку налоговыми органами установлены 12 критериев для определения требующих оперативного контроля объектов:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов в конкретной отрасли (виде экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Темп роста расходов опережает темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов конкретного вида экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, т. е. цепочки контрагентов выстраиваются без учета разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Признаки сомнительных контрагентов и сделок, при наличии которых компаниям предлагается добровольно уточнить свои налоговые обязательства.

Не хотите, чтобы в Вашу компанию в один «прекрасный» день постучались инспекторы ФНС - контролируйте, чтобы все эти 12 пунктов не нарушались и тогда Вы, возможно, на многие годы обезопасите себя от лишнего стресса, штрафов или еще более серьезных последствий.

Однако не следует забывать, что налоговое законодательство очень объемно и далеко не каждый способен разобраться в нем в полном объеме, дабы знать, что его ожидает в случае проведения такой проверки.

Специалисты компании ООО «Юникон» обладают всеми необходимыми знаниями, способными облегчить понимание налогового процесса, обезопасить Вас от совершения налогового правонарушения и злоупотреблений со стороны инспекторов ФНС. Мы предлагаем:

1) Квалифицированную правовую помощь по режимам налогообложения, отдельным налогам и сборам, налоговым вычетам и льготам.

2) Консультирование по проверкам ФНС (выездным, камеральным).

3) Помощь в подготовке жалобы в вышестоящую инспекцию на действия и акты инспекторов ФНС через налоговый орган, чье решение оспаривается. 

 

У Вас есть вопросы по разрешительным документам? Подпишитесь на наш канал в Youtube и получайте актуальную информацию о разрешительных документах и изменениях законодательства оперативно. Также Вы можете оставить комментарий к видео о том, что Вам интересно было бы узнать из нашего обзора, и мы подготовим выпуск по Вашему запросу.   

_________________________________________________________


Подготовлено компанией «Юникон». Все права защищены. Любое использование текста статьи или её части допускается только со ссылкой на источник.