07.08.2013

Актуальное состояние саморегулирования в России

В странах Европы и США уже десятки, а то и сотню лет саморегулирование является базой эффективного функционирования экономики. Таким образом, саморегулирование на протяжении века зарекомендовало себя как эффективный институт регуляции.
В настоящее время саморегулирование и в России начинает играть все более существенную роль, постепенно становясь основным инструментом регулирования деятельности компаний и предприятий, действующих в определенной отрасли.  В 2007 году был принят закон «О саморегулируемых организациях», согласно которому государство, оставляя за собой право надзора, передает полномочия по контролю и регулированию деятельности вновь созданным СРО. В соответствии с этим законом возможно уточнение общих требований к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО, учитывающее специфику профессиональной деятельности.
На сегодняшний день в России действуют саморегулируемые организации в
следующих сферах хозяйственной деятельности:
1.    строительство, капитальный ремонт и реконструкция;
2.    архитектурно-строительное проектирование;
3.    инженерные изыскания;
4.    пожарная безопасность;
5.    арбитражное управление;
6.    аудит;
7.    экспертная оценка;
8.    рынок ценных бумаг;
9.    туристические услуги;
10.    медицина;
11.    автомобильные перевозки;
12.    деятельность негосударственных пенсионных фондов;
13.    кадастровая деятельность;
14.    рекламная деятельность;
15.    деятельность жилищных накопительных кооперативов; деятельность патентных поверенных;
16.     кредитная кооперация;
17.    деятельность в области энергетических обследований;
18.    теплоснабжение;
    Участие в большинстве СРО является добровольным, но для компаний, действующих в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий вступление в саморегулируемые организации, согласно законодательству, стало обязательным. Без допуска к работе, которые выдают СРО своим членам, принимать участие в тендерах и выполнять заказы в строительстве и в составлении архитектурных проектов компании не имеют права. Деятельность СРО, действующих в этих сферах кроме вышеуказанного закона «О саморегулируемых организациях» регулируется Главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Переход на саморегулирование деятельности в области пожарной безопасности длится уже достаточно долгий период. В 2010 году    проект изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" прошел первое чтение в Государственной Думе РФ, законопроект был принят, но с небольшими поправками.  В 2011 году он должен был быть рассмотрен во втором чтении Госдумой, однако его рассмотрение было перенесено. Вместе с тем, введенный в этом году Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", фактически поставил крест на СРО пожарной безопасности, т.к. подтвердил, что лицензия на тушение пожаров и монтаж пожарной сигнализации будет по-прежнему регулироваться этим Законом. Только в 2013 году вспомнили о саморегулировании пожарной деятельности. Госдума в октябре этого года будет рассматривать законопроект, согласно которому вступление в СРО пожарной безопасности станет обязательным.
Саморегулирование деятельности арбитражных управляющих было введено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Основной целью введения саморегулирования деятельности арбитражных управляющих является увеличение ответственности арбитражных управляющих за результаты своего управления. Большую роль в этой миссии отводили саморегулируемым организациям. Контролирующим органом СРО этой области является Федеральная регистрационная служба, которая также ведет единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих.
В 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО аудиторов). Переходный период от лицензирования к саморегулированию в аудиторской деятельности закончился 1 января 2010 г. – лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организации аудиторов.
Федеральный закон от 5 марта 1999 г . №46-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" ввел саморегулирование на рыке ценных бумаг.
Контроль за деятельностью туроператоров с помощью СРО планировалось ввести в 2012 г. Для этих целей в феврале 2012 года был подготовлен Законопроект «О внесении изменений в отдельные федеральные законы с установлением института саморегулируемых организаций субъектов деятельности рынка туристических услуг и их участия в процедурах банкротства». Законопроект был внесен в Государственную Думу, но из-за разногласий между чиновниками и представителями турбизнеса, уже в марте этого же года законопроект был снят с рассмотрения. Позже СРО туристической деятельности заменили на объединение туроператоров, при котором был сформирован компенсационный фонд.
В медицинской и фармацевтической деятельности планировалось введение с 1 января 2013 года саморегулирования на основе обязательного членства, с заменой института лицензирования институтом саморегулирования. Однако от этой идеи отказались в апреле 2011 года с принятием законопроекта "О внесении изменений в федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", из которого фраза об отмене лицензирования в указанной сфере (фармацевтике и медицине) была убрана.
Законопроект о саморегулировании автотранспортной деятельности был отменен  Государственной Думой 6 сентября 2011 г. Согласно этому закону членство в СРО для субъектов предпринимательской автотранспортной деятельности и профессиональных водителей должно было стать обязательным. Хотя закон о СРО в этой области не принят, СРО перевозчиков все-таки существует. Возможно, в дальнейшем, государство вернется к идеи саморегулирования автотранспортной деятельности.
В январе 2013 года Минфин подготовил и представил Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Главным отличием нового законопроекта от действующего законодательства заключается в том, что вступление в СРО для негосударственных пенсионных фондов становится обязательным.
Предприниматели рекламной и кадастровой деятельности и жилищные накопительные кооперативы  могут на добровольной основе создавать СРО. Т.е. членство в СРО не является обязательным условием осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности в этих сферах. Это положение закреплено в соответствующих Федеральных законах «О рекламе», «О государственном кадастре недвижимости», «О жилищных накопительных кооперативах».
В соответствии с Федеральным Законом "О кредитной кооперации" в 2009 году была установлена обязанность объединения Кредитных кооперативов в  саморегулируемые организации. Такая же сутация обстоит и в сфере энергетических обследований (согласно ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). Деятельность в этих областях вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций
30 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О теплоснабжении», подписанный Президентом России 27 июля 2010 г. Этот закон предусматривает создание саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
С момента подписания первого закона о СРО в России (2007 год) система саморегулирования проникла во многие отрасли хозяйственной и предпринимательской деятельности. На сегодняшний день законодательно требуется вступить в СРО предпринимателям и в области строительства, архитектурного проектирования, инженерных изысканий, арбитражного управления; аудиторской деятельности, кредитной кооперации, оценочной деятельности, энергетического обследования и теплоснабжении. В ближайшем будущем планируется ввести СРО пожарной безопасности и негосударственных пенсионных фондов, законопроекты уже подготовлены, осталось ждать решения Государственной Думы.  Не всегда предложения Госдумы по саморегулированию деятельности совпадают с представителями отрасли, в которой СРО планируется ввести. Разногласия по этому поводу возникли, например,  в области саморегулирования туристического бизнеса. Поэтому, что бы саморегулирование в той или иной деятельности прижилось и оказалось действительно эффективным -законодательная власть обязана сотрудничать с представителями отрасли, вести открытый диалог с бизнесом.
Компания «Юникон» работает в сфере саморегулирования с самого начала развития этого института в России. Мы постоянно отслеживаем любые изменения в законодательстве,  ситуацию на рынке саморегулирования и готовы предоставить Вам профессиональную консультацию любого уровня сложности.

 

У Вас есть вопросы по разрешительным документам? Подпишитесь на наш канал в Youtube и получайте актуальную информацию о разрешительных документах и изменениях законодательства оперативно. Также Вы можете оставить комментарий к видео о том, что Вам интересно было бы узнать из нашего обзора, и мы подготовим выпуск по Вашему запросу.       
___________________________________________________________________________________________


Подготовлено компанией «Юникон». Все права защищены. Любое использование текста статьи или её части допускается только со ссылкой на источник.

 

save

save